Исследовательская деятельность в детском саду в средней группе. Тема «Как растения пьют воду?»
Описание материала: данный конспект будет полезен для воспитателей средних групп. Это конспект познавательного занятия, направленного на воспитание интереса к исследовательской деятельности дошкольников.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое».
Цель: Формировать представления детей о процессе движения воды по цветку. Развивать любознательность, мыслительные процессы. Содействовать заботливому отношению к растениям.
Задачи:
Образовательные: сформировать понимание процесса, как растения пьют воду.
Развивающие: развивать мышление, память, внимание.
Речевые: развивать связную речь детей, умение отвечать на вопросы полным предложением.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, доброжелательные отношения к ребятам из группы и персонажу.
Демонстрационный материал: горшок с сухой почвой, кукла Буратино.
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, самообслуживание и элементарный бытовой труд
Раздаточный материал: Цветы-белые хризантемы, стаканчики прозрачные для воды, краска трёх цветов, ёмкость с водой, цветные карандаши, бумага белая с зарисовками стаканчиков.
Методические приемы: сюрпризный момент, беседа-диалог, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, сегодня в гости к нам пришел Буратино, он просит нас помочь ему. Смотрите, он принес в группу завянувший цветок с сухой землей в горшке и говорит: «Ребята, я посадил цветок в горшок. Поставил его на солнышко. Каждый день на него любовался, разговаривал с ним. Но мой цветок завял. Не могу понять, что ему не понравилось?»
Воспитатель: Давайте поможем Буратино и подумаем, почему завял цветок? (не поливал его)
Как вы догадались?(земля сухая)
Воспитатель: Цветы нуждаются в постоянном поливе. По состоянию земли можно определить, поливать растение или нет. Если земля влажная, значит, поливать не нужно, ведь избыток воды может навредить растению. А вот если земля сухая, то растение требует полива, хочет «пить». Сейчас мы с вами покажем Буратино, как растения пьют воду. Но сначала немного разомнемся.
Физкультминутка.
Очень нам нужна вода,
Делай раз и делай два (повороты в стороны)
Звери у ручья напились,
Влево, вправо поклонились (наклоны в сторону)
Вместе на носочки встали (по тексту)
Тучку лапками достали. (Руки вытянуть вверх)
Дружно хлопнули в ладоши (по тексту)
До чего же день хороший! (улыбнуться друг другу)
Исследовательская деятельность.
Воспитатель: Чтобы узнать, как растение пьёт воду, нужно приготовить разноцветную воду. Как нам из прозрачной воды сделать цветную воду? (Развести в воде краску).
Посмотрите, я поставлю три стаканчика с окрашенной водой и один стаканчик с неокрашенной, прозрачной водой. В каждый стаканчик мы поставим по цветку. Как называется цветок? (Хризантема). Каким он цветом? (Белым)
Зарисовка наблюдений:
Воспитатель: закрасьте на бумаге стаканчики такими цветами, какими мы окрасили воду (красный, синий, жёлтый); один стаканчик не закрашивайте- вода в нём прозрачная. В каждом стаканчике нарисуйте цветок с белыми лепестками. Вечером мы увидим, как цветы пьют воду.
Вечером рассмотреть с детьми окраску цветов.
Воспитатель: сравните свои зарисовки с наблюдаемым явлением. Что изменилось? (окраска цветка)
Что произошло с цветами? Какими стали цветы? (красными, синими, желтыми).
Почему цветы разной окраски? (стоят в стаканчиках с разным цветом)
Почему один цветок остался белым? (оставался в стакане с прозрачной водой)
Анализ.
Воспитатель: цветы изменили свою окраску из-за цвета воды, в которой они стояли. Стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его. Теперь ты видишь, Буратино, как важно вовремя поливать цветы. А мы с вами, ребята, можем сделать вывод, что цветы пьют воду; вода движется по цветку. Спасибо вам за замечательную работу.
Рефлексия.
Что вам понравилось в занятии?
Что вам было делать легко?
С какими трудностями вы столкнулись? (ответы детей)